Второй альбом-2002 от ПИЛОТА. В его записи принимали участие музыканты групп МАШНИН БЭНД (сам Андрей), PEP-SEE (Анна Кипяткова), АУКЦЫОН, ТРЕТИЙ РИМ. В качестве эпиграфов к некоторым песням звучат стихи фэнов команды.
«Тень», да, потяжелело, что-то ускоренное, «раммштайноподобное» — если за хвост тянуть аналогию, если нет — «машнинбэндовое». В дальнейшем же, не скажу, что П. утяжелился донельзя, всё в рамках прежней стилистики. А вот то, что коллектив перестаёт выпускать стопроцентные шлягеры, — факт. Пластинки теперь у «пилотов» выходят более цементируемые одной идеей, а в саунде всё чаще можно услышать вкуснющее фанкование. «Волк».
culture.tonkoblako-9.net
Очень неожиданный альбом. Как выясняется при детальном изучении, материал для него был написан еще год назад. Но с «Небом», изданным сравнительно недавно, сравнивать очень трудно, и, как выясняется позже, бесполезно.
В «Джоконде» практически полное игнорирование непременной хитовости песен - разве что «Потерялся Я» звучит более-менее адаптировано для последующего непроизвольного исполнения слов и мелодии на протяжении всего рабочего дня. Своеобразное поощрение тем поклонникам, которые не могут найти здесь свою точку опоры. Не сказать, что они сильно неправы или не ведают, что творят, поскольку Черт сам творит здесь что хочет, забавляется, в то же время каким-то двадцать пятым кадром зашивает в подкорку единственно свою идею. Да и не только каким-то метакадром.
Весь музыкальный материал зазвучал несколько более агрессивно, и хотя по сию пору присутствует «фирменное» пилотское звучание глухих ритмичных инструментов, украшение песен разного рода виолончелями и скрипками. Впрочем, покой нам только снится, и виолончели, в действительности, здесь нет. Это все гитары, удивительно. Скрипка настоящая. Вряд ли эту пластинку Пилота оценит добровольная масса народа. У музыкантов есть их учителя по музыке, для простого (хоть и многочисленного) народа таковых учителей еще не придумано. Значит коммуникативный акт запросто может не состояться. Зато мы нисколько не сомневаемся в том, что новый материал привлечет тех новых поклонников, которых, быть может, и хотелось бы иметь музыкантам.
О лирике Пилота здесь можно сказать только то, что она очень и очень пёстрая. Написаны слова некой дружественной музыкантам командой вкупе с самими музыкантами, и на фоне таких метафор как «светится бритый затылок Ершалаима» первоначально банальностью выступают строки «я упал в траву и увидел небо». Дальнейшее развитие композиции текста показывает, что это совершенно другой способ его изложения – мнимая простота является здесь только аллюзией на некую первозданность, на время, прошедшее с момента создания первых подобных текстов. «По горячей траве потекла моя река» - последующее тому подтверждение.
Некоторые периоды альбома (именно «периоды» - как признак целостности и даже цикличности произведения) неслучайно производят переходное от мистического жуткое впечатление. Более того – как бывает только в страшных снах вопреки суровой действительности российской музыки – и текст, и его музыкальное оформление выполняют единую функцию и не создают никакого диссонанса. Черт может спеть и «про ночи долгие да громкие песни», и «я закончу эту песню, чтобы начать ее сначала», но неминуемо придут и строки «чёрной птицей снег по дороге» - с агонистическим рисунком ударных, похожим на клубы пыли безумного галопа. А в эпилоге слова Андрея Тарковского: «...одним только плох крепкий сон – говорят, что он очень смахивает на смерть».
Рекомендуется практикующим мистикам.
http://www.muz.ee
Очередное творение птенцов гнезда кинчевского. И этим, собственно, многое сказано.
Алиса вспоминается чуть ли не с самых первых мгновений, когда звучит Пролог, интонационно перекликающийся с поэтической вставкой в Энергии. Общее звучание и ритмика прочих композиций также однозначно отсылают к первоисточнику. А уж когда начинается Ершалаим, так и вообще хочется взглянуть повнимательнее на обложку — уж не Солнцеворот ли я ненароком поставил? (Если вы также засомневались, то избавлю вас от тревог: нет, не его. Но очень, очень похоже.)
Однако, в сравнении с предыдущим альбомом, ориентир на признанный авторитет сыграл свою положительную роль: песни стали интереснее. В текстах, по правде говоря, проскакивают как-бы-кинчевские словесные метафоры, однако это не плагиат и не цитирование, а именно работа в одном ключе. Ну и саунд не опускается до тупого копирования, а в необходимой степени разбавлен разнообразными электронными звуками: так, что постоянно напоминает о стоящем на дворе двадцать первом веке.
Тексты, на мой взгляд, стали сильнее. Хотя это и достаточно странно: Пилот записал и Наше небо, и Джоконду в одном и том же 2001 году; впрочем, это могло быть время стремительного прогрессирования. Либо же композиции были подвергнуты последующей корректировке. Внимательный слушатель, например, уловит явную перекличку со знаменитым «черно-красный мой цвет»; менее внимательный просто оценит несколько удачных словесных оборотов.
Мелодии, к сожалению, не всегда дотягивают до доступности и гитарной повторяемости, которой по праву может гордиться Алиса. Однако если попытаться объективно оценить новую волну рок-групп, Пилот стопроцентно должен войти в первую десятку. И не послушать хотя бы этот его альбом — по меньшей мере стыдно. «Я так думаю».
Итог:
Альбом в стиле Алисы. Тексты, мелодии и аранжировки, тем не менее, стараются обрести самостоятельность. Иногда это удается. Оценивая диск в целом, можно посоветовать послушать его как любителям творчества Кинчева, так и прочим рок-гурманам. Оглядываясь на прошедшее с января время, должен отметить, что Джоконда — один из самых удачных отечественных альбомов этого года. Только не сочтите за рекламу.
http://blin.exler.ru
"ПИЛОТ" - "ДЖОКОНДА"
"Спарк". Релиз диска состоялся в октябре.
"Пилот" оберегает репутацию независимой группы. Что они вкладывают в это понятие? Возможность изготовлять музыку по своему вкусу, невзирая на форматные тенденции; донесение до слушателя собственной философии; отсутствие долгосрочных контрактов с фирмами звукозаписи ("Джоконда" стала первым релизом новой компании "Спарк"); равнодушное отношение к раскрутке в СМИ: редкие знаки внимания со стороны ТВ и радио милостиво принимаются, но до каких-то телодвижений для попадания в телевизор группа не опускается; претензии на создание субкультуры, в которую не допускаются случайные и неврубающиеся люди. Коллектив, следующий всем этим правилам, заслуживает уважения, но не любви. От таких независимых хочется держаться подальше, их музыку не будешь заводить для удовольствия. Они всегда становятся объектом мстительного шепота "ага, продались!" в случае потери, скажем так, музыкальной девственности. К тому же причина обретения независимого статуса нередко заключается в неумении сочинять талантливые песни. Когда никто не хочет слушать твою музыку, ничего не остается, кроме как податься в "индепендент" и злобно ругать мейнстрим. Вряд ли к "Пилоту" относится все вышесказанное. Их творчество вообще с трудом поддается классификации. Ясно лишь, что оно совершенно не подходит для массового поклонения. Илья Черт и его коллеги скорее сектанты от рок-музыки, выполняющие обряды для посвященных и оставляющие в неведении посторонних. Посторонние не в силах познать полную картину и вынуждены собирать паззл из кусочков впечатлений.
Местами "Пилот" похож на "Алису", в треке "Ершалаим" Илья так просто вылитый Константин Евгеньевич. Ощущается также влияние Tequilajazzz. Несколько песен начинаются в строгом, почти величественном духе "Текилы", но к припеву молодость берет свое: музыканты поддают гитарно-электронной альтернативности, которая часто вступает в противоречие с поэтическим усердием внимательно относящегося к текстам Черта. Особенно комично это выглядит в самом тяжелом треке "Будильник": слова вроде "кто спасет мой мир, разделенный пополам и падающий в пустоту" солист из последних своих невеликих вокальных сил орет под аккомпанемент озверевших хардовых гитар. Вместо философии получается какой-то глуповатый антивоенный пафос. Того хуже, когда за умными словами Черт забывает сочинить мелодию, тогда становится скучно (хоть и громко). И так все время: хвост достала, нос увяз, нос достала, хвост увяз. До положения "никто не хочет слушать твою музыку" у "Пилота", конечно, не доходит, но слушателю "не из этой секты" "Джоконда" понравится очень уж фрагментарно. Мне, например, "Будильник" показался симпатично-бодрящим, но на радио от него придут в ужас. Примечательно также начало песни "Художник": в постоянный состав "Пилота" входит скрипач, но в отличие от "Крематория" и "Ночных снайперов", его слышно редко. Зато уж если слышно... Короче говоря, пронзительные трели Максима "Йорика" в "Художнике" заставили отвлечься от работы даже руководителя отдела академической музыки агентства InterMedia, которая подозрительно спросила, кто это там на скрипке играет.
Алексей Мажаев, InterMedia